+7 (495) 948-50-10, 125476, г. Москва, ул. Василия Петушкова, дом 19, корп. 1 mail@deti-szao.ru

«Не надо отчаиваться…»

Сокольникова Татьяна Ивановна

Заведующая отделением социальной диагностики и срочного социального обслуживания , филиал «Благополучие»

 – Татьяна Ивановна, расскажите, пожалуйста, о том, какие дороги привели вас в «помогающую профессию», в сферу социальной защиты?

– До того, как я начала работать в социальной сфере, я много лет жила в городе Уфа, в Башкирии. До переезда, более 6 лет работала педагогом дополнительного образования в одном из центров дополнительного образования, где вела клуб «Информатика». Потом по семейным обстоятельствам вместе с семьёй я переехала в Москву и устроилась на работу в Центр помощи семье и детству «Благополучие». Честно говоря, выбор мой был случаен. Я просто искала подходящую работу и жила близко от этого центра.

По первому образованию я – программист, а на тот момент в центре как раз был нужен специалист с хорошими навыками владения компьютером. Так я попала в Отделение приёма граждан, анализа и прогнозирования. Через несколько месяцев стала исполняющей обязанности заведующего отделением, а потом и заведующим этого отделения. Мы занимались тем, что принимали заявления на социальное обслуживание, вели базу данных,  проводили опросы среди клиентов, информировали жителей города о разных мероприятиях социального характера, выдавали билеты на мероприятия. В 2014 году после реорганизации наше отделение было объединено с Отделением срочной социальной помощи.  Сейчас это Отделение социальной диагностики и срочного социального обслуживания. Немного поменялся функционал нашей работы: мы занимаемся оформлением договоров о предоставлении социальных услуг, разрабатываем индивидуальные программы предоставления социальных услуг, оформляем документацию для получения адресной социальной помощи, оказываем содействие в организации досуга семей.

– Нравится ли Вам ваша работа?

– Да, она сразу пришлась мне по душе. И за все эти годы я не потеряла к ней интереса. Я думаю, что научилась разговаривать с людьми, понимать их проблемы в полной мере. Когда к нам обращаются впервые, наша задача «разговорить» человека, чтобы ему захотелось поделиться своими проблемами, рассказать, что его привело к нам. Диагностика начинается с первых минут встречи. Это большая ответственность. Я считаю, что все наши сотрудники владеют важными навыками  работы с людьми: умеют выслушать, готовы поддержать. Вот приходит к нам «мама», волнуется, не знает с чего начать разговор…  Так важно быть осторожным и тактичным в этот момент. Только при доверии друг к другу наша совместная дальнейшая работа может быть эффективной. Иногда делюсь с «мамами» своим личным опытом, если это может  быть  полезно на данный момент.

В декабре этого года будет уже 15 лет, как я здесь работаю…

– Кем Вы мечтали быть в детстве?

– Как-то раз в школе нас водили на экскурсию на метеостанцию. После этого я мечтала быть метеорологом.  А потом сложилось так, что после школы я поступила в техникум на отделение «программирование», после окончания учебы уехала по распределению в г. Киров, где работала по специальности в вычислительном центре Областного статистического управления. Затем вернулась в Уфу, где также устроилась по специальности в вычислительный центр банка.

– Устаёте ли Вы на работе?

– Немного есть. С каждым годом растут темпы и объемы работы. Введён электронный документооборот, по электронной почте и телефону постоянно поступает информация, требующая оперативных действий в кратчайшие сроки. Иногда приходится оставаться после работы или, наоборот, приходить рано утром чтобы сделать все вовремя.

– Как Вы видите развитие вашего отделения через 5 лет?

– У нас постоянно что-то меняется. Думаю, что информационные системы будут дальше совершенствоваться. Благодаря этому возможно упростится документооборот и у специалистов появится больше времени для беседы с клиентами.

– Как сделать так, чтобы люди больше обращались за помощью в социальные центры?

– В информировании о работе нашего центра, по-прежнему, очень много значит «сарафанное радио». Часто слышу, что посетители узнали о центре и наших услугах от своих знакомых, соседей. Поэтому «доброе имя» – по-прежнему в цене.

– Как Вы восстанавливаете силы, боретесь с эмоциональной или физической усталостью?

У меня есть дача и я стараюсь туда выезжать в выходные дни и во время отпуска. А ещё у меня дома есть кот и кошка и это огромный позитив. Очень помогает и то, что у нас очень теплые, доверительные отношения в коллективе. Мы часто делимся друг с другом разными ситуациями, поддерживаем в трудные минуты, особенно в сложных ситуациях с клиентами.

Мне нравится в последние годы ездить по разным усадьбам, музеям, посещать интересные экскурсии. Вспоминаю, как когда-то в школе я не любила историю, а сейчас мне хочется знать как раньше всё было устроено,  как жили задолго до нас…

– Есть ли у Вас жизненное кредо?

– Есть. «Не надо отчаиваться, не надо впадать в панику». Если я не знаю как поступить, мне надо посидеть, подумать, проанализировать ситуацию. Важно определить какие могут быть варианты решения. Выход, как правило, есть всегда. А самое главное – это поддержка близких людей. Без этого просто нельзя существовать. Это, наверное, общий девиз для всех.

– Какая профессия Вам еще может быть интересна?

– Думаю, что я могла бы работать психологом. Это действительно интересно. Мы здесь все уже немного психологи, без этого никак нельзя.

– Чему бы Вы хотели научиться новому, какие навыки получить?

– Хочу научиться водить автомобиль.

– Что для Вас значит слово «Счастье»?

Я ощущаю это как комплексное понятие. Это когда у тебя всё хорошо в семье, когда есть хорошая работа… А базовое понятие счастья – это наличие здоровья. Когда ты можешь видеть, слышать, ходить… Может быть я стала так думать с возрастом, когда-то в молодости возможно рассуждала по-другому. Честно говоря, даже не помню как.

Я очень  ценю стабильность, но в моей жизни ее не так много.

– Какой у Вас характер?

Я оптимист по жизни. С детства  была  задорным, веселым и общительным  ребенком. В школьном дневнике у меня часто было написано «разговаривала и смеялась на уроке» (смеётся).  Без веры в лучшее и оптимизма было бы, наверное, трудно жить. Очень люблю общаться с людьми, помогать чем могу. Мне кажется, каждый человек рождается с уже заложенным характером и это трудно изменить.

– Спасибо за историю и за ваш оптимизм!

– Пожалуйста!