+7 (495) 948-50-10, 125476, г. Москва, ул. Василия Петушкова, дом 19, корп. 1
Агрессивный ребенок

Ситуативные проявления агрессии, злости – естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями вашего малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость – это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.

Причины появления агрессивности

Они могут быть самыми разными:

  • особенности центральной нервной системы ребенка (возбудимый тип);
  • эмоциональная атмосфера в семье, особенности семейного воспитания, стиль детско-родительских отношений;
  • примеры агрессивного поведения с телеэкрана, других средств массовой информации; компьютерные игры;
  • эмоциональные стрессы и т.п.

Возникновению агрессивных качеств способствуют и некоторые заболевания.

Такой ребенок нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, провоцирует других, становится грозой всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Его очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они часто не могут сами оценить свою агрессивность, не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Напротив, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь боятся их.

Вам как родителям важно:

Выяснить причины агрессивного поведения ребенка.

Отдавать себе отчет в том, что злость ребенка не делает его плохим, обычно она – естественное выражение его неудовольствия; энергия; позволяющая защитить самого себя.

Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребенка люди выражают злость, осознавая, какие именно модели выражения этой эмоции, скорее всего, будет копировать ваш ребенок.

Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей; выражать свой гнев приемлемыми способами.

Принимать на себя ответственность за свои поступки.

Влияние семьи на развитие ребенка

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи:

  • Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования;
  • Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую степень свободы действий ребенка;
  • Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи;
  • Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми;
  • Отношения в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка.
Как узнать, что ваш ребенок - гиперактивный

Что бы узнать гиперактивен ваш ребенок или нет, понаблюдайте за ним по следующим критериями.

Дефицит активного внимания:

  • Ребенку трудно выдерживать активное внимание;
  • Не слушает, когда к нему обращаются;
  • Не заканчивает занятие, за которое берется;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

  • Постоянно ерзает;
  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве);
  • Очень говорлив.

Импульсивность:

  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
  • Плохо сосредотачивает внимание;
  • Не может контролировать и регулировать свои действия;
  • Поведение слабоуправляемое правилами.

Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы 6 из перечисленных признаков, вы можете предположить (но не поставить диагноз!), что ваш ребенок гиперактивен.

Общение с подростком. Помощь для родителей.

Правила для родителей, которые позволят им не потерять контакт с подростком и удержать его от опасных экспериментов употребления поверхностно активных веществ (ПАВ).

  • Чаще беседуйте со своим ребенком на самые разные темы. Поощряйте его инициативы;
  • Относитесь с уважением к его личностно-духовным потребностям;
  • Помните, что забота это не только создание материального благополучия, а любовь – не сиюминутное выполнение всех требований вашего ребенка. Не подменяйте эти понятия!
  • Для вашего ребенка самым главным является время, проведенное вместе с вами.
  • Попытайтесь так организовать досуг ребенка, чтобы у него оставалось, как можно меньше свободного времени (посещение музеев, театров, кружков, спортивных секций, музыкальных и художественных школ и т.п.).
  • Вникайте в дела ваших детей, в их увлечения, не отдаляйтесь от ваших взрослеющих детей, внимательно относитесь к любому возникающему у них вопросу.
  • Поддерживайте своих детей на пути к взрослой жизни. В повседневных хлопотах не забывайте о бесценном даре, который у вас есть – о вашем ребенке.
  • Любите своего подростка безусловной любовью, не за что-то (отличные оценки, хорошее поведение и т.д.), а просто потому, что у вас есть и сейчас рядом с вами.
  • Будьте примером здорового образа жизни.

Уважаемые родители, старайтесь использовать каждую свободную минуту для общения со своим ребенком. Это позволит вам на долгие годы сохранить теплые, доверительные отношения.

Утомляемый, истощаемый ребенок

Таких детей часто называют пассивными, ленивыми, болезненными. Но в этом очень мало правды, потому что психика такого ребенка вовсе не расслаблена, а наоборот, перегружена, в ней идет колоссальная работа. Быстрая физическая утомляемость – защита, способ перегруженной психики дать знак о потребности в уединении и отдыхе.

Истощаемость – следствие бурных и непрерывных психических процессов, идущих, как правило, глубоко внутри. У таких детей очень тонкая и восприимчивая душевная организация.

Причины повышенной утомляемости

Это прежде всего особенности нервной системы и темперамента. Кроме того, легко утомляются дети, ослабленные физически. У чувствительных, восприимчивых детей много энергии уходит на переработку сигналов из окружающего мира, многие из которых другие дети просто не воспринимают. Поэтому истощаемые дети легко переутомляются, могут часто болеть, им труднее справляться с нагрузками. Усугубить состояние детей могут такие факторы, как высокие требования к ребенку, предъявляемые взрослыми, не выраженные чувства (сильный гнев, страх, стыд, обида), проблемы в семье – алкоголизм одного из родителей, непоследовательное поведение взрослых и т.п.

Родителям детей, склонных к утомляемости и истощению, важно знать:

  • Такие дети быстро переполняются впечатлениями и в результате могут перевозбудиться, начать капризничать. Они с трудом засыпают, если их вовремя не уложить спать. Следует по возможности создавать для них спокойную обстановку. Очень важно следить за режимом;
  • Таким детям, как правило, требуется больше времени на сон и отдых. Они хорошо отдыхают в уединении, на природе, на свежем воздухе. Им совершенно необходимо добровольное одиночество и возможность иметь свою территорию;
  • Им необходимы поддержка и отсутствие сверхожиданий. Поскольку у такого ребенка, как правило, занижена самооценка, важно поменьше критиковать и оценивать его – он и так является строгим судьей сам себе;
  • Таким детям очень полезны массаж, занятия с водой и тишина. Важно, чтобы ребенок как можно больше гулял, проводил время с домашними животными, если он к ним привязан;
  • Такой ребенок может бурно переживать события, кажущиеся взрослым незначительными. Важно принять всерьез и разделить переживания ребенка, это позволит ему воспринять происходящее с меньшими энергетическими потерями;
  • Истощаемым детям всегда требуется больше времени на адаптацию в новых условиях.
Памятка родителям от детей
  1. Не балуй меня, ведь я знаю, что ты не обязан исполнять каждое мое желание.
  2. Не бойся быть со мной прямолинейным.
  3. Не давай мне формировать плохие привычки: отучаться будет еще тяжелее.
  4. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мое мнение не имеет значения: я от этого еще хуже буду себя вести, так и знай.
  5. Не поправляй меня в присутствии других людей: я лучше восприму информацию, если ты сделаешь замечание с глазу на глаз.
  6. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мои ошибки — это страшные преступления.
  7. Не защищай меня все время от последствий моих поступков: я должен научиться понимать, что у действия бывает противодействие.
  8. Не обращай внимания на мои мелкие придирки: иногда мне просто хочется общения.
  9. Не расстраивайся слишком сильно, когда я говорю, что ненавижу тебя: я не ненавижу тебя, а бунтую против твоей власти.
  10. Не повторяй все по сто раз, иначе я буду делать вид, будто я глухой.
  11. Не давай опрометчивых обещаний: я расстроюсь, если ты их не выполнишь.
  12. Не забывай, что я пока еще не всегда могу вдумчиво объяснить то, что чувствую.
  13. Не требуй от меня правды, если сердишься, иначе я могу обмануть тебя от страха.
  14. Не будь непостоянным: меня это сильно портит.
  15. Не оставляй мои вопросы без ответов, или я пойду искать ответы в другом месте.
  16. Не говори, что мои страхи не важны. Они ужасно важны, совсем не малы и мне становится еще страшнее, когда ты этого не понимаешь.
  17. Не притворяйся совершенным и не совершающим ошибок. Я ужасно расстроюсь, когда выясню, что это не так.
  18. Не думай, что извиниться передо мной — ниже твоего достоинства. Если ты извинишься, когда не прав, то научишь меня тому же.
  19. Не забывай, что я быстро расту. Тебе придется перестраиваться очень часто.
  20. А еще я обожаю экспериментировать. Без этого я не развиваюсь, так что будь добр, делай на это скидку.
  21. И последнее: помни, что я не могу вырасти счастливым человеком, если меня не будут сильно-сильно любить дома, но это ты и так знаешь!