+7 (495) 948-50-10, 125476, г. Москва, ул. Василия Петушкова, дом 19, корп. 1
Особенности социализации воспитанников замещающих семей

Определение термина «социализации» содержится в значительном количестве справочных и научных изданий, словарях.

Так, в Большом психологическом словаре содержится определение социализации, как процесса усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

По мнению А.В. Мудрик, социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Философский словарь определяет социализацию, как процесс операционного овладения набором программ, деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.

Этнопсихологический словарь дает следующее определение социализации – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в большинстве источников социализации определяется как процесс, последовательная смена явлений, состояний, изменений в развитии; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые являются факторами социализации: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Следует отметить в настоящее время, несмотря на изменение социально-экономической ситуации в стране, проблема сиротства в России не теряет своей актуальности, так как число детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается. Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Однако наиболее популярной формой устройства детей-сирот в современной России, по ряду причин, является приемная семья.

Если рассмотреть специфику социализации ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей через призму адаптации в приемной семье, то можно отметить, что социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье – это включение ребенка в семейную среду через его вхождeние в систему внутрисемейных отношений и приспособление к этим отношениям не только ребенка, но и всех членов семьи.

Процесс социализации воспитанников замещающих семей осложнен рядом факторов.

Т.А. Иванова выделяет следующие трудности социализации детей, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрате базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
  2. отсутствие возможности усвоения социального опыта кровных родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей;
  3. опыт семейного воспитания в кровной семье, как правило, носит негативный асоциальный характер;
  4.  затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль.

Негативный эффект влияния на ребенка этих факторов усиливается из-за полученных психологических травм вследствие потери родителей или лишения их родительских прав.

Таким образом, отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии воспитанников замещающих семей.

Ряд авторов (И.А. Залысина, Э.А. Минкова, В.С. Мухина, Л.Я. Олиференко, Е.О. Смирнова, Е.А. Стреблева, Н.Н. Толстых, Н.Г. Травникова, Т.А. Шилова, Т.И. Шульга и др.) среди наиболее серьезных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют задержку или специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы; отсутствие или недостаточность опыта семейной социализации; потребительское отношение к материальным ценностям и людям; неадекватность самооценки и т.п. Как правило, такие дети не умеют общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, испытывают трудности саморегуляции поведения.

К факторам, влияющие на успешную социализацию в замещающей семье ряд авторов относят:

  • факторы, связанные с личностными особенностями самого ребенка (последствия депривации, негативный прошлый жизненный опыт);
  • факторы, связанные с личностными особенностями замещающих родителей (мотив принятия ребенка в семью, стили воспитания);
  • факторы, связанные с социальным окружением приемной семьи (отношение близких родственников, членов семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку, сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью).

Результативность процесса социализации ребёнка в семье находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на её воспитательный потенциал. По мнению В.С. Торохтий среди таких факторов выделяют следующие: «образ мыслей семьи», «образ общения в семье», неформальность отношений между членами семьи; развитие таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия, а также особая значимость отношений с родителями; отношение социальной среды к семье; традиции нации, народности, места проживания семьи; традиции семьи (семейные нормы и правила поведения), интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в котором учится ребенок.

По мнению Г.Н. Пяткиной деятельность приемной семьи в конструировании процесса социализации детей должна развиваться в следующих направлениях:

  • в системе отношений, выстраиваемых семьей и социумом вокруг проблем сохранения социокультурного наследия данной семьи;
  • в системе взаимодействия семьи и социума по проблемам сохранения традиций семейной среды в трудовой деятельности;
  • в отношениях, организуемых между семьей, социумом, государственными и муниципальными учреждениями, хозяйственными предприятиями в целях приобщения детей к значимым в семье видам трудовой, профессиональной деятельности;
  • в отношениях, направленных на формирование личностной идентичности, становление личности, способной самостоятельно и адекватно оценивать себя, события своей прошлой, настоящей и будущей жизни, планировать дальнейшие этапы саморазвития, ответственно принимать жизненно важные решения.

    Следует отметить, что существуют риски социализации приемного ребенка в замещающей семье, обусловленные наличием специфических трудностей разного характера: психологических и педагогических. Психологические трудности связаны с возможной несовместимостью темпераментов, черт характера, привычек, проблемами в развитии познавательных процессов, спецификой в развитии интеллектуальной сферы. Педагогические трудности определяются особенностями воспитательной деятельности родителей-воспитателей.

Принимая во внимание специфические особенности воспитанников замещающих семей, вышеперечисленные риски, можно сделать вывод о необходимости создании ряда условий для успешной социализации воспитанников замещающей семьи:

  • позиция по отношению к принятому на воспитание ребенку, как субъекту взаимодействия и части развивающей среды;
  • специально организованное социально-психологическое пространство приемной семьи – замещающие родители, способные вести психокоррекционную работу с ребенком;
  • социально-бытовое пространство: благоприятные бытовые условия, обеспечивающие удовлетворение базовых потребностей; безопасное социальное окружение;
  • поддерживающее образовательное пространство образовательной организации, которую посещает воспитанник (детский сад, школа).

Автор статьи: Каземиров Виталий Владимирович, психолог в социальной сфере ГБУ ЦПСиД СЗАО г. Москвы

Список использованной литературы

  1. Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Социосфера. 2011. № 1. С. 53–58.
  2. Базарова Е.Б. Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – С. 120-123.
  3. Гибадуллин Н. В. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01 /- Омск, 2015. – 293 с.
  4. Митросенко С.В., Лобанова О.Б., Колокольникова З.У., Пильчук М.Д., Махняева М.Ю. Проблемы экономической социализации приемных детей в условиях села // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.
  5. Оборина Н. Н. Замещающая семья как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука без границ. – 2016. – № 2. – С. 38-42.
  6. Пяткина Г. Н. Педагогическое сопровождение социализации детей – сирот в приемной семье: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01.- Томск, 2011. – 181 с.
Зависимости большого города. Взгляд психолога.

По роду своей деятельности мне приходится общаться с людьми, которые страдают от зависимостей и с со-зависимыми родственниками, которые страдают не меньше. Часто приходят родители трудных подростков, «Сделайте с ним что-нибудь!». А сделать порой что-то очень сложно.

Поэтому я хочу рассказать об этом феномене в жизни человека, зачастую оборачивающимся настоящей бедой. Что такое зависимости, какие они бывают, что с ними делать в современном мегаполисе начала 21 века?

Немного истории с географией. Зависимости у человека могут быть социальные (связанные с людьми) и прочие (химические, игровые, адреналиновые). О первых мы поговорим позже. А вот что касается вторых, то тут все очень непросто. Пристрастия животных к веществам, изменяющим сознание известны давно. Муравьи, например, с удовольствием употребляют жидкость, которую выделяет из своего тела жучок – ломехуза. Она действует на насекомых как алкоголь. Сначала сильное возбуждение, потом торможение и отключение. И если муравейник «подсаживается» на этот напиток, то легко становиться добычей соседей. Слоны временами едят перебродившие плоды, а потом бесцельно шатаются по саванне, спотыкаясь и падая. Всем известна странная, на наш взгляд, тяга кошек к валерьянке. Вероятно, в животной природе человека заложено время от времени немного «сходить с ума», возможно перезагружая свой мозг. В первобытных общинах существовали ритуалы, например, инициации, взросления, в которых молодым людям давали психоактивные вещества или доводили их до измененного состояния длительными изнуряющими и болезненными испытаниями. В средние века особо были популярны карнавалы, где фактически происходило тоже самое. Кстати, они сохранились до сих пор и пользуются большой популярностью. В современной России к карнавалам можно отнести новогодний марафон, масленицу, праздник Ивана Купалы. Тут важно отметить, что человек в отличие от животных может изменять свое сознание и влюбляясь, и занимаясь творчеством.

Исторически сложилось, что у каждого народа в качестве психоактивных веществ официально принятых в ритуалах выступают разные препараты. Они апробировались столетиями и связаны и с генетическими особенностями отдельных групп людей и с культурными традициями. У индейцев, коренных жителей Америки это напитки на основе особых кактусов или листья коки, табак. У народов Востока это различные вещества на основе конопли или опиумного мака. В центральной Африке употребляют перебродивший сок ряда местных растений. На севере Европы ели психоактивные грибы.

А в Центральной и Южной Европе делали вино. В древней Руси делали медовуху и напиток похожий на пиво. И водку, кстати, привезли лишь в позднее средневековье.

И вот проблема первая. Если местный этнос начинает употреблять «чужие» вещества, то жди беды. С алкоголизмом в России беда. Но это несравнимо с ужасом, который происходит при употреблении огненной воды северными азиатскими народами. Чукчи и эвенки в советские времена умирали поселками, я жил там довольно долго и видел это сам. Люди безвозвратно спивались за год – два. В большинстве мусульманских стран алкоголь запрещен под угрозой очень суровых наказаний. Они знают, что делают. Но вот на употребление препаратов конопли или мака там смотрят зачастую очень снисходительно (не везде, конечно). В Венесуэле и соседних странах либерально относятся к коке. А недалеко, в США это запрещенный наркотик. Ну, и у нас в России если люди начинают употреблять «чужой» наркотик, то дело заканчивается быстрой и устойчивой зависимостью, болезнями, а то и смертью. Поэтому у нас с ограничениями, но разрешены табак и алкоголь, и ведется очень жестокая борьба с другими наркотиками. Кроме того, что это вызывает скорую деградацию человека.

Что же вызывает зависимости? Вроде бы очень многие взрослые, да и подростки пробовали алкоголь и табак, да сейчас уже и другие психоактивные вещества, но зависимыми становятся далеко не все. Да, это так. И тут роль играют три фактора.

Первый – генетический. Среднестатистическому москвичу употреблять героин, например, просто – смерть. И это случай, когда даже пробовать не надо. Если от пары-тройки сигарет может просто вырвать и образоваться стойкое отвращение, то от пары-тройки уколов препаратов мака или какой-нибудь «химии» (амфетамин, кетамин) скорее всего – практически не вылечивающаяся, зависимость. А вот коренным народам Севера желательно вообще не пить алкогольные напитки. Они попадают от пива и водки в зависимость гораздо чаще и серьезней. Второй – это культура потребления, среда человека. Одно дело употребление вина во Франции (хотя и там с эти проблемы), другое в России, где зачастую это только трамплин к сильнодействующим коктейлям или водке. Психоделические грибы в Нидерландах едят очень ритуально, под присмотром «гуру», в строго отведенных местах. У нас это часто заканчивается просто психозом или самоубийствами.

И третий, я считаю самый главный это семья. Стало уже общим местом, что в семьях неблагополучных, неполных процент зависимых подростков, а затем и молодых людей значительно выше, чем в семьях, где царят лад и согласие. Где есть папа и мама, а еще лучше все дружат и дедушками-бабушками, дядями и тетями. Ребенка там любят, он чувствует себя частью большого дома, есть опоры и поддержки. И жизнь полна и интересна. Ребенок занят и в школе и дома. Всегда под присмотром. А если случаются трудности или невзгоды, то есть, кому помочь и утешить. И соответственно, если он чаще один, предоставлен себе, еще не понимая, как распоряжаться то своей жизнью. Если нет утешения и поддержки, то легче и надежнее их найти в наркотиках или виртуальном мире.
Ведь в чем еще одна опасность психоактивных веществ? В том, что они почти всегда дают ожидаемый результат. С людьми то сложнее. Вдруг мама не в духе или Лена из соседнего подъезда не ответит на мою любовь. А с марихуаной все предельно понятно, закурил и хорошо, смешно. Так человек из личности, которому надо творчески договариваться с другими, с миром, становиться муравьем, лижущим жучка-ломехузу.

Важно отметить что есть и другие зависимости, они по сути тоже являются химическими. Это игровая (лудомания) и очень близкая к ней «адреналиновая» зависимости – клептомания, опасные виды спорта, наёмничество. При данном поведении вырабатываются «гормоны радости и счастья» серотонин, эндорфины, дофамин. Очень ярко описывал свою зависимость Федор Достоевский. Почитайте «Игрок». И если с «адреналиновой» зависимостью к психологу обращаются редко, то с игровой идут и взрослые и родители по поводу детей. Взрослые проигрывают зарплаты и имущество в казино и игровых аппаратах, а подростки живут в компьютерных играх.

Пик компьютерной лудомании приходится на 12-14 лет, когда подростки могут проводить у монитора по 14-18 (!) часов в день, до 50 часов в неделю. Чаще всего это ролевые игры, особенно с видом из глаз героя, где происходит наибольшая глубина вхождения в игру. Зачастую такая зависимость носит социальную форму, когда подростки играют сплоченными группами, или реально общаясь или заочно. Но не редко это перерастает и в индивидуализированную зависимость, когда ребенку уже не важно, есть ли другие люди вокруг него. И тогда он начинает прогуливать школу, бросает спорт или музыку. Не принимает участия в домашних делах. Что зачастую вызывает ужас у его родителей. Почему так происходит? Подросток уходит от реальности в игре проще и более предсказуемые. Так легче и надежнее снять стресс. В психологическом плане такая зависимость ничуть не лучше химической. Да еще и производятся гормоны радости после «адреналиновых атак». К счастью, компьютерная игромания проходит с возрастом у 90% зависимых. И к 18-23 годам, в возрасте окончательного формирования личности, входит в разумные рамки, или просто исчезает.

Но что делать в разгар этой зависимости? Чтобы подросток окончательно не отстал от школьной программы и не потерял зрение? Прежде всего, внимание к нему и любовь. «Мне плохо от того, что ты сейчас делаешь, но я люблю, тебя по-прежнему». А после этого нужно очень настойчиво дать понять, кто главный в семье и, кто распоряжается ресурсами. Если выкинуть компьютер жалко, то введите строгий лимит его использования. А лучше награждайте разумным временем игры ребенка, за успехи в школе, секциях и кружках.

А что делать с химическими зависимостями? Что касается взрослых, то это очень тяжелая задача. Лечат и гипнотическими техниками, кодированием, НЛП. Применяют препараты-блокаторы («торпедо», эспераль-блокада»). Лечат и индивидуально и в клиниках. И зарабатывают на этом не малые деньги. К сожалению, эффективность всех этих методик очень низка. И выжившие наркоманы приходят снова и снова. Работа психолога с зависимыми очень изматывающая, вязкая, нудная. Если человек не хочет избавиться от зависимости, то шансы практически равны нулю. А даже если страстно этого желает, то выздоравливают процентов 20-30. Точной статистики не ведет никто. Отчасти помогают «общества анонимных алкоголиков», табакозависимых, игроманов и пр. Там работает феномен групповой психотерапии и взаимной поддержки. В Германии в одной из психологических школ есть очень эффективная, но жесткая, даже жестокая, программа избавления от зависимостей. Желающий выздороветь человек там подписывает серьезный контракт о том, что он ради избавления от пагубных пристрастий согласен кардинально поменять свою жизнь. А это значит – поменять не просто работу, а специальность, не просто квартиру, а город проживания и … уйти из семьи. Совсем. Так может быть лучше до этого не доводить!?

У подростков все несколько по-другому. С одной стороны, растущий незрелый организм и неустойчивая психика быстрее сдаются пагубным влечениям. Но с другой, у подростков всегда больше шансов выздороветь. Ведь это период становления, метаморфоз и великих трансформаций, где зарождающаяся индивидуальная личность может сделать очень многое. Это время – шанс для человека многое исправить и изменить. Вплоть до своего характера. К тому же в этот период еще остаются рычаги влияния взрослых на ребенка. И если они будут внимательными и настойчивыми, а в чем-то жестко непреклонными, то это несомненно даст свои плоды.

Автор: Психолог Кулагин Сергей Павлович

КРИЗИС 1-ГО ГОДА в вопросах и ответах

Приходит время, когда Ваш малыш из улыбающегося всем вокруг, милого карапуза вдруг превращается в капризного и непослушного ребенка. Дерется, капризничает, отказывается одеваться, обижается. Такие проявления зачастую застигают родителей и родственников врасплох. Всё это ни что иное, как проявления возрастного кризиса – кризиса первого года жизни. Проявляется он может у каждого малыша в разное время и по-разному, но всё же есть общие признаки и закономерности, выявленные психологами. Давайте их рассмотрим в виде вот такой таблицы-памятки:

?ВОПРОС? !ОТВЕТ!
КОГДА это происходит? От 9 месяцев до 1,5 лет (примерно)
 
СУТЬ кризиса?

 

Ребёнок начинает понимать:

«Я – малыш, он – взрослый, мы – разные!»

ПОЧЕМУ это происходит?

 

 

У ребёнка появляются новые возможности,

а следом и новые потребности

 

СОДЕРЖАНИЕ кризиса?
  • Первые шаги (ходьба)
  • Первые слова (речь)
  • Протест, оппозиция, противопоставление себя другим
ПРИМЕТЫ кризиса?
  • «Трудновоспитуемость» (настырность, нетерпение, повышенное внимание к себе)
  • Появление новых форм поведения (самостоятельность, отказ от обычных процедур)
  • Повышенная чувствительность к замечаниям (обида, недовольство, агрессия)
  • Повышенная капризность
  • Противоречивое поведение (просит о помощи и сразу отказывается от неё)
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
  • Предоставлять больше самостоятельности с учетом возраста, учитывать предпочтения ребёнка
  • Запреты (ОБЖ) – чёткие, однозначные и согласованные между родителями и членами семьи
  • Предоставление альтернативы запрету (нельзя играть с маминой косметикой, но можно в игрушечную и т.п.)
  • Оценка поступков, а не ребенка! (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»)
  • Неоднократное повторение правил, соблюдение правил самими родителями (на собственном примере)
  • ЧТО ПРИГОДИТСЯ РОДИТЕЛЯМ?
  • Терпение и понимание
  • Творческий подход
  • Чувство юмора
  • Умение и желание играть (главное, начать!)
  • Озвучивание (проговаривание) действий
  • Поддержка и уважение ребёнка
  • Партнерство и сотрудничество с ребёнком
  • Любовь и ласка

 

Главное, что необходимо помнить родителями и всем тем, кто общается и проводит время с малышом:

  • Любой возрастной кризис – это ступень в развитии ребенка, переход его на новый, более высокий уровень.
  • Кризис рано или поздно закончится. Главное, набраться мудрости и терпения и вместе с ребенком пройти этот путь, помогая ему делать первые шаги к взрослению.
  • Помнить, что для малыша Вы по-прежнему самый важный и значимый человек в жизни, друг и наставник, надежда и опора. Просто теперь ваши отношения переходят на следующий уровень взаимодействия.

Автор: Психолог в социальной сфере, перинатальный психолог
Климова Ирина
Январь 2019г.

Стоит ли бояться страха

Каждому из нас знакомо чувство страха. Страх – это сильная отрицательно окрашенная эмоция. Однако, причины страха не всегда бывают понятны даже взрослому человеку. Чаще всего страх возникает в ответ на опасность или угрозу. При этом, опасность может быть как реальная (здесь и сейчас), так и предполагаемая (возможная или ожидаемая). Как же помочь справится со страхом ребенку? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся в том, чем же является страх.

Чувство страха основан на одном из самых мощных и жизненно необходимых инстинктах – инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Именно эмоция страха побуждает человека спасаться и защищаться, а иначе человек бы не выжил. Множество страхов сформировалось у человека в процессе эволюции. К примеру, страх темноты, когда в древнем обществе ночь таила в себе множество опасностей, таких как: дикие звери, нападения врагов или опасный ландшафт местности. Тогда этот страх носил реальную опасность и был оберегающей функцией. Сейчас же страх темноты часто становится иррациональным, возникающим без реальной угрозы. Чаще всего чувство страха проявляется у ребенка не просто так, а под воздействием какой-то причины. Причины страха бывают как скрытые, так и явные. Зачастую явных причин человек не помнит. Под скрытыми понимают, например, усиленную родительскую опеку, следствие психологической травмы; страхи, вызванные моральным конфликтом или неразрешенной проблемой. Однако страх может стать причиной и положительных эмоций. Нам приятно испытывать дрожь, учащённое сердцебиение, чувствовать напряжение и застывать в неподвижности, например, когда мы смотрим фильм ужасов или когда мы катаемся на американских горках. Мы даже ищем эти ощущения, когда уверены в том, что находимся в безопасности. Необходимо учиться управлять этой эмоцией с детства. Страх можно начать испытывать в любом возрасте. Более того, некоторые люди более склонны испытывать эту эмоцию, чем другие. Независимо от того, чего мы боимся, важно помнить, что победить страх никогда не поздно.

Когда мы говорим о страхе можно выделить испуг, боязнь и фобию:

  • испуг – это рефлекторная реакция на возможную опасность. В состав реакции обычно входит вздрагивание, расширение зрачков, застывание тела, реже бывает мочеиспускание, дефекация, ощущение холода. Согласно З. Фрейду, испуг подчёркивает действие опасности, когда не было готовности к страху. Испуг это только реакция и сам по себе он не является чувством, но он может вызвать чувство страха. Помочь ребенку справиться с испугом не так сложно. Достаточно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. В первую очередь нужно удалить фактор вызвавший испуг. Также в моменты после испуга важен телесный контакт: можно обнять ребенка, погладить по спине. Тихий уверенный голос и настроенность на положительное будущее помогут успокоить ребенка.
  • боязнь бывает перед чем то или кем то, и чаще всего носит устойчивый характер. Каким бы ни был страх вашего ребенка, главное помнить о том, что ни в коем случае не стоит его недооценивать. Возможно, Вам детские страхи могут казаться смешными или незначительными, но для ребенка это не так. Уважайте страх ребенка, не стоит его приуменьшать или высмеивать. Лучше поддержать ребенка, сказать, что у него есть силы справиться со своим страхом, что бояться не стыдно, что все люди чего-то боятся, что когда ребенок победит свой страх он станет сильнее. Можно использовать различные методы борьбы со страхом. Арт-терапию, визуализации, релаксации, дыхательные техники и др. Если ребенку удается побороть свой страх, можно наградить ребенка за успех.
  • фобии – симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта. Для выявления фобического расстройства часто используют различные диагностические методики, тесты на тревогу. Справиться с фобией самому часто не представляется возможным. При устойчивых фобических реакциях рекомендуется обратиться к специалистам.

Страх является важным и значимым чувством в развитии ребенка. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство, стать более смелым, стать сильнее, мы рекомендуем обращаться к психологам, чтобы подобрать различные методы, которые помогут вашему ребенку. Вам не должно быть стыдно просить помощи в такой ситуации. Множество людей обращаются к специалистам и достигают значительных улучшений. Терапия страхов действительно эффективна.

Список используемой литературы:

Анна Иноземцева. Как преодолеть страх? 20 практических советов от психолога перевод с испанского. [Электронный ресурс]. ссылка

Светлана Морозова. Что такое страх? [Электронный ресурс]. ссылка

Wikipedia. Испуг. [Электронный ресурс]. ссылка
Wikipedia . Страх. [Электронный ресурс]. ссылка
Wikipedia. Фобия . [Электронный ресурс]. ссылка

Автор – психолог в социальной сфере Орлов Т.А.

Развестись и не травмировать своего ребенка. Возможно ли?

Каким бы способом родители не разводились, для ребенка в любом случае это будет травмирующим событием. Своим поведением во время развода родители могут либо усилить травму, либо уменьшить последствия этого болезненного события. Ребенку совершенно не важно, кто кому изменил или кто кого обидел. Это не его дело, не надо его в это втягивать. Ребенка беспокоит, будет ли папа, как раньше, читать ему сказки на ночь, будет ли он видеть бабушек и дедушек, и основная задача родителей в бракоразводном процессе объяснить ребенку, как это будет теперь организовано. Понятно, что ребенок не может ничего не потерять при разводе, но вы можете показать ему, что заботитесь о его потребностях и пытаетесь максимально сохранить то, что для него ценно.

Здесь скорее возникает вопрос о том, чего нельзя делать во время развода. Сформулируем несколько непростых правил для родителей:

  • не запрещайте ребенку проявлять эмоции, связанные с разводом (да, ему можно злиться, быть возмущенным и печальным по этому поводу);
  • не делите ребенка;
  • не ставьте его перед выбором;
  • не жалуйтесь друг на друга перед ребенком (и присматривайте за бабушками);
  • не вовлекайте ребенка в скандалы;
  • максимально снимайте с него ответственность за ваше расставание. Развод решение взрослых;
  •  старайтесь сохранить для него все, что можно – ритуалы, значимые события, вещи, привычки.

И самое главное правило – меньше лжи. Не стоит делать вид, что все хорошо, когда это не так.
Не нужно также принуждать ребенка делать вид, что развод его вовсе не касается и ему должно быть все равно.

Развод – это большой стресс для всех, переживайте этот процесс честно и поддерживая друг друга.

Также существуют определенные возрастные рамки, когда ребенку сложнее пережить расставание родителей. Это период детского эгоцентризма – возраст примерно 4-7 лет. Детям в этом возрасте кажется, что все что не случается в этом мире, происходит именно из-за них. В связи с этим ребенок может чувствовать себя виноватым в разводе. Это не значит, что ребенок не сможет пережить развод родителей. Это значит, что в этом возрасте ребенку просто нужно уделять особенное внимание. Важно проговаривать ребенку, что он не виноват в сложившейся ситуации. Старания родителей скрыть происходящие между ними конфликты часто проходят даром, и чаще всего разводу предшествуют скандалы, какие–то претензии друг к другу, которые происходят на глазах детей. В этот момент ребенку может показаться, что он является причиной ссор или он может решить всеми силами примирить родителей. Это нужно иметь в виду.

В любом возрасте ребенка может быть период, когда ему и так тяжело (болезнь, переезд, конфликты в школе), а тут еще и развод родителей. В этот момент родителям лучше отложить развод. Обычно это совсем непродолжительный срок. Если вы хотите развестись, но понимаете, что для вашего ребенка это неподходящий момент, всегда можно договориться: живем еще полгода или год, а потом разойдемся. Если решение о разводе уже принято, конфликтов будет меньше.
Это не значит, что умерший брак надо сохранять любой ценой, чтобы уберечь ребенка. Родители часто заявляют, что живут вместе «ради детей». И это становится отличным поводом не работать над отношениями и не стремиться делать брак лучше, с другой стороны – повод не освобождать друг друга. Детям нет никакой пользы в том, чтобы наблюдать подобные токсичные отношения.

По материалам статей Л.В. Петрановской

Психолог в социальной сфере Крылова В.А.

Игра как средство познать себя

В настоящее время в век высоких технологий нашу жизнь заполонили всевозможные гаджеты и электронные устройства. Всё чаще дети проводят свободное время за играми на компьютере и телефоне. Электронный мир увлекает детей. Всё меньше живого общения. В последние годы в Центр стали обращаться семьи с детьми, имеющими проблемы в социальной адаптации и во взаимодействии со сверстниками. Детям не хватает навыков успешного взаимодействия друг с другом. В связи с актуальностью проблемы психологами Отделения ранней профилактики семейного неблагополучия разработана программа занятий «Познаю себя», целью которой является обучение детей навыкам социального взаимодействия посредством игры и развитие социального интеллекта. Данные трудности разрешаются в группе детей посредством игрового взаимодействия, ведь игра – это естественное средство самовыражения у детей.

Большое внимание роли игры в психическом развитии ребенка уделял советский психолог Лев Семенович Выготский: «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов». Игровая деятельность отличается от других форм занятий ребенка, так как в игре создается мнимая ситуация. В игровой деятельности формируются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка.

А что же означает понятие «социальный интеллект»?

Сформированный социальный интеллект – это психологический ресурс человека, который позволяет понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации. Это набор способностей, умений, знаний, навыков, определяющих успешность социального взаимодействия:

  • хорошее понимание чувств, мыслей и намерений других людей;
  • умение находить общий язык и хорошо ладить с людьми;
  • хорошие знания норм и правил человеческих взаимоотношений;
  • умение понимать точку зрения других людей;
  • умение хорошо адаптироваться в социальных ситуациях;
  • теплота и внимание;
  • восприимчивость к новому опыту.

Особенностью программы «Познаю себя» является синтез игровых методик – настольных игр, психологических упражнений, двигательных гимнастик и использование такого уникального инструмента психолога как социальные игры Гюнтера Хорна. Данные игры направленны на развитие социальной и эмоциональной компетенции ребенка, заставляют задуматься о собственном поведении, о психологических особенностях самого себя и других людей.

Социальные игры развивают умение доступно объяснять мотивы, причины и содержание своих поступков. В процессе игры дети начинают внимательнее относиться к своим чувствам, чего не происходит в обычной жизни, учатся осмысливать свое поведение, поведение других людей и сравнивать их с общепринятыми нормами. Так же игра является безопасным способом проработки ребёнком трудных жизненных ситуаций, расширением социального опыта. Игра помогает научиться разрешать конфликтные ситуации в безопасной для ребёнка обстановке. Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными. Все это происходит в игровой форме, что позволяет избежать излишнего сопротивления и напряжения со стороны ребенка. Результатом освоения ребенком новых форм социального взаимодействия в терапевтической ситуации является изменение дистанции в кругу его общения. Дистанция со сверстниками уменьшается, ребенок может адекватно общаться, не испытывая неуверенности, что позволяет ему развиваться в соответствии со своим возрастом.

Многие игры в данной программе являются полифункциональными, то есть при их применении можно решать самые разные задачи – одна и та же игра для одного ребенка будет являться средством повышения самооценки, для другого – окажет тонизирующий эффект, для третьего – явится уроком коллективных отношений. Также программа помогает решать такие задачи как:

  • развитие социальной и эмоциональной компетенции ребёнка;
  • расширение у ребёнка репертуара социальных ролей;
  • развитие самопринятия, самоконтроля у ребёнка;
  • снятие внутреннего напряжения;
  • развитие рефлексии;
  • развитие коммуникативной сферы ребёнка;
  • получение опыта взаимодействия со сверстниками и повышение навыков социальной адаптации.

Занятия по программе «Познаю себя» предлагают детям погрузиться в мир разнообразных игр, которые помогут им больше узнать о своих чувствах, о себе, других людях. Игры помогут детям научиться налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У каждого ребёнка появится возможность развить лидерские качества, побывать в разных социальных ролях, и посмотреть на проблемную ситуацию с разных сторон, узнать больше о своих интересах, творческих возможностях.

Авторы:
Психолог в социальной сфере Вощенкова А.Е.
Психолог в социальной сфере Султанова К.А.

Психологические травмы у детей – как горюет ребенок

Детский внутренний мир состоит из ярких, эмоциональных, добрых и счастливых для него воспоминаний. Но бывают моменты, когда в безмятежное детство врывается травма или горе. Это всегда неожиданно для ребенка, жестоко. В его светлый и безоблачный мир врываются пустота и боль. Причин, которые могут вызвать у ребенка психологическую травму, множество. Это может быть тяжелая болезнь его самого или близкого человека, смерть родственника, автомобильная авария, теракт. Причем ребенку не обязательно самому быть участником каких-либо трагических событий. Иногда, чтобы получить психологическую травму, ему достаточно стать очевидцем определенных событий. При этом он испытывает такие сильные эмоции, что в его организме могут сбиться четкие защитные механизмы. Ребенок в этот момент теряет чувство защищенности и самоуверенности. Восприятие ребенком трагических событий зависит от многих факторов: от его личностных характеристик, от уровня вовлеченности в ситуацию, от наличия опыта восприятия подобных событий. Если он ранее попадал в похожие трагические ситуации, то увиденное может вызвать у него посттравматический стресс. Он проявляется в том, что ребенка преследуют ночные кошмары, в мыслях постоянно прокручиваются картинки минувших событий, он постоянно ощущает чувство тревоги, беспокойства и страха, его мучает депрессия. Ребенок не может самостоятельно, без помощи специалиста справиться с таким состоянием, нормальное функционирование организма дает сбои и приводит к разрушению личности. Стресс обычно сопровождается различными нарушениями здоровья, могут развиться различного рода фобии, проявиться агрессивность, нарушается сон, пропадает аппетит, учащаются соматические расстройства. Травмированный ребенок требует к себе много внимания и постоянного присутствия, так как ему страшно оставаться в одиночестве. Если он столкнулся с трагедией, то начинает избегать любых упоминаний о ней, старается обходить стороной место события. Любая информация, связанная со случившимся, может вызвать у него негативизм, а также различные физические расстройства, например, головную боль, боль в области живота. Последствия психологической травмы отражаются на всех сферах деятельности ребенка. Даже в игре у него начинают проявляться стереотипные и регрессивные формы, часто повторяется сюжет трагедии. Ребенок замыкается в себе, часто пребывает в одиночестве, его перестают интересовать старые увлечения, он отдаляется от друзей. Регресс проявляется и в учебе. На фоне психологической травмы может резко снизиться успеваемость, он становится невнимательным, напряженным. Трудности, с которыми сталкивается ребенок, способны влиять на его форму поведения и отношение к проблемам в будущем.

Сложные ситуации могут носить различный характер:

– кратковременными, но значимыми и острыми. К таким ситуациям могут относиться вынужденная разлука с мамой, смерть близкого родственника, резкая смена обычного жизненного уклада;

– длительными, хронического действия. К таким ситуациям, как правило, относятся семейные проблемы, такие как развод родителей, алкоголизм в семье, пребывание ребенка круглосуточно в детском учреждении.

События, которые оказывают на ребенка особое негативное эмоциональное влияние, способны вызвать глубокую психологическую травм. Ситуации повышенного риска, ведущие детей к получению травмы:

– когда ребенок не имеет или теряет чувство защищенности. К ним относятся ситуации, когда в семье ребенок наблюдает жестокое, враждебное отношение, когда семья его отвергает, он не получает дома необходимого ухода и надзора, а так же, развод родителей или постоянные ссоры между ними, появление в семье нового члена — рождение ребенка или повторный брак родителя, с которым проживает ребенок. Он чувствует себя незащищенным, если родители используют деспотичный стиль воспитания, гиперопеку либо постоянно меняют стили. Еще одна ситуация, когда семья попадает в чужую культуру, например, другую страну, ребенок теряется, чувствует себя чужим в новом месте;

– ситуации, в которых ребенка отрывают от его семьи, к ним относятся: помещение ребенка в детские учреждения, в больницы, в чужую семью. Отсутствие рядом родителей вызывает чувство беззащитности и одиночества.

Подобные события накладывают сильный негативный отпечаток на психическое развитие ребенка и способны вызвать у него глубокие потрясения и расстройства, часто это воспринимается как катастрофа.

Многие взрослые считают, что дети не могут осознать, что такое смерть, поэтому не могут горевать по этой причине, но это совсем не так. Дети могут горевать не меньше, чем взрослые, но проявляется это у них иначе. У ребенка, в силу отсутствия опыта, нет определенных моделей поведения во время переживания горя. Ребенок не знает, что он при этом должен чувствовать и что делать. Например, при утрате близких он не осознает последствий случившегося. Он не понимает, что случившееся приведет к резким изменениям в его жизни. Выразить свои переживания словами дети тоже не могут. Они закрываются в себе, хотя на их поведении внешне это может никак не отразиться. Поэтому многие взрослые считают, что дети не понимают происходящего или они к этому безразличны.

Этапы переживания горя у детей:

Начальная стадия – она сопровождается шоковым состоянием, оцепенением, растущим чувством тревоги. Ребенок отрицает происходящее, отказывается в это верить. Это кратковременная стадия. Она может длиться от нескольких минут до двух-трех недель. Происходит определенное событие, которое сразу ошеломляет. Ребенок перестает адекватно воспринимать реальность, у него отключается чувствительность, как физическая, так и эмоциональная. Первое время он не чувствует душевной боли. У него включается реакция отрицания, ребенок не может поверить в произошедшее. Тревога может проявляться в форме вегетативных реакций — учащение сердцебиения, бессонница, отсутствие аппетита, желудочно-кишечные расстройства, гиперактивность, повышенный мышечный тонус. Если человек не может выйти из этой стадии на протяжении длительного времени, то следует обратиться к специалисту за помощью.

Острая стадия характеризуется амбивалентностью. Ребенок начинает испытывать психологическую боль, тоску и муку. Горе на этой стадии обрушивается на ребенка с полной силой. Стадия может длиться от двух месяцев до года, иногда дольше. Чем сильнее утрата, тем сложнее переносится этот период. Постепенно ребенок осознает реальность утраты, ее безвозвратность. На этом этапе он может начать протестовать против утраты, искать виновных, проявляет враждебное отношение к тем, кто пытается помочь, может начать ненавидеть самого себя. Естественно, что в таком состоянии он не может вести обычный образ жизни, он начинает отставать по учебе, в домашних условиях также отмечается расстройство деятельности. Постепенно, со временем, эмоциональное напряжение начинает отступать, наступают изнеможение и апатия ко всему. У ребенка могут наблюдаться упадок сил, его не радует, наблюдается снижение интеллектуальных способностей. Он может впасть в глубокую затяжную депрессию, потерять интерес к жизни, чувствует себя незащищенным и одиноким. Затянувшееся отчаяние иногда приводит ребенка к мыслям о суициде, чтобы избавиться от мучительной боли.

Если во время первой стадии важно занять человека чем-нибудь, то на второй ему нужны эмоциональная поддержка и помощь. Если в течение года ребенок не адаптируется к утрате, его необходимо показать специалисту.

Утихающая стадия – на этом этапе происходит восстановление привычного ритма жизни, ребенок смиряется с утратой, понимает, что на этом жизнь не кончается. Он начинает реже вспоминать о своем горе, реже плачет. Если рядом с ребенком есть люди, которые его любят и поддерживают, то к нему возвращается интерес к жизни, восстанавливается самооценка, он снова чувствует себя защищенным.

Главная задача взрослого, оказавшегося в условиях, когда ребенок нуждается в помощи и психологической поддержке, помочь восстановить эмоциональное равновесие, дать ребенку адекватную информацию о происшедшем. Эта работа требует большого такта, учета возраста ребенка и особенностей его личности, специфики его семьи.

Автор статьи – психолог в социальной сфере Колева Степанида Ивановна

Что нужно знать каждому родителю о раннем возрасте

Ранний детский возраст — период развития ребёнка от 1 года до 3 лет. В это время происходит быстрый темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием нервной системы. Родителям необходимо знать, что на ранних стадиях развития мозг требует стимуляции, именно поэтому важно обеспечить ребенку развивающую среду, которая послужит базой для дальнейшего развития мышления, волевой сферы, творческих способностей и чувств.

Существуют возрастные нормы развития ребенка, когда он должен начать держать голову, сидеть, ползать, вставать, ходить, говорить, но важно помнить, что каждый ребенок в темпе своего развития индивидуален.

Раннее развитие направлено на формирование у ребенка желания получать знания и навыки, которые необходимы для последующего успешного обучения. Задача взрослого превратить получение знаний в увлекательную игру. Развитие в раннем возрасте удовлетворит потребность ребенка в получении знаний, а общение со сверстниками необходимо для полноценного развития личности. Все это позволит ребенку успешно пройти адаптацию к детскому саду.

Младенец развивается даже тогда, когда близкие с ним разговаривают или что-то рассказывают, поют песни, читают книжки, показывают предметы и картинки. В раннем возрасте на первый план выходит предметно-игровая деятельность. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Игрушки не только обогащают чувственный опыт, но и учат мыслить, развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым. Сенсорное развитие детей – основа познания мира.

В раннем возрасте стремительно развиваются такие познавательные процессы, как внимание, память, восприятие, мышление и др. Восприятие является доминирующей функцией данного возраста, которую нужно развивать в первую очередь. С помощью взрослого ребенок учится узнавать различные предметы, соотносить нарисованный объект с реальным, понимать, что предметы отличаются по форме, величине, цвету. Если ребенок в период раннего детства хорошо усвоит такие понятия, как «большой – маленький», «круглый – квадратный», «длинный – короткий», «холодный – горячий», основные цвета и др., то и впоследствии приобретать знания в учебных заведениях ему будет гораздо легче.

Память всегда связана с активным восприятием ребенка – узнаванием. Ребенок до шести месяцев может узнавать только близкий круг людей и предметов, а к двум годам может узнавать то, что видел и слышал ранее.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях, тем самым расширить знания о предмете и его словарный запас.

Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами по методу «проб и ошибок» и набирает обороты с появлением речи. Когда ребенок начинает задавать вопросы окружающим, формируются причинно-следственные связи.

В процессе развития ребенок по-разному воспринимает одну и ту же игрушку. Сначала он изучает свойства предмета: видит цвет, затем размер, форму. А уже после взрослый показывает, как манипулировать этим предметом. Для раннего развития не требуется большое количество развивающих игрушек, наиболее эффективнее максимально полно использовать несколько, изучая их со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий.

Родители часто ставят перед ребенком задачу достичь высоких результатов, но важно помнить, что нервная система ребенка ещё до конца не сформирована и есть риск перегрузить ее. Цель взрослого заключается в том, чтобы общаться с ребенком и помочь ему овладеть собственным умом и телом.

Информация, которую родители дают маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «ребёнок и его окружение» и границы её следует постепенно расширять в зависимости от возраста. Не стоит делать акцент в каком-то одном направлении, например умственном мышлении, музыкальном или физическом развитии, забывая остальные, ведь в этот период для ребенка гораздо важнее всестороннее развитие.

Авторы:
Психолог в социальной сфере Султанова К.А.,
Психолог в социальной сфере Вощенкова А.Е.
Август 2017 г.

Агрессивный ребенок

Ситуативные проявления агрессии, злости – естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями вашего малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость – это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.

Причины появления агрессивности

Они могут быть самыми разными:

  • особенности центральной нервной системы ребенка (возбудимый тип);
  • эмоциональная атмосфера в семье, особенности семейного воспитания, стиль детско-родительских отношений;
  • примеры агрессивного поведения с телеэкрана, других средств массовой информации; компьютерные игры;
  • эмоциональные стрессы и т.п.

Возникновению агрессивных качеств способствуют и некоторые заболевания.

Такой ребенок нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, провоцирует других, становится грозой всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Его очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они часто не могут сами оценить свою агрессивность, не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Напротив, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь боятся их.

Вам как родителям важно:

Выяснить причины агрессивного поведения ребенка.

Отдавать себе отчет в том, что злость ребенка не делает его плохим, обычно она – естественное выражение его неудовольствия; энергия; позволяющая защитить самого себя.

Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребенка люди выражают злость, осознавая, какие именно модели выражения этой эмоции, скорее всего, будет копировать ваш ребенок.

Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей; выражать свой гнев приемлемыми способами.

Принимать на себя ответственность за свои поступки.

Влияние семьи на развитие ребенка

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи:

  • Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования;
  • Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую степень свободы действий ребенка;
  • Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи;
  • Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми;
  • Отношения в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка.
Как узнать, что ваш ребенок - гиперактивный

Что бы узнать гиперактивен ваш ребенок или нет, понаблюдайте за ним по следующим критериями.

Дефицит активного внимания:

  • Ребенку трудно выдерживать активное внимание;
  • Не слушает, когда к нему обращаются;
  • Не заканчивает занятие, за которое берется;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

  • Постоянно ерзает;
  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве);
  • Очень говорлив.

Импульсивность:

  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
  • Плохо сосредотачивает внимание;
  • Не может контролировать и регулировать свои действия;
  • Поведение слабоуправляемое правилами.

Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы 6 из перечисленных признаков, вы можете предположить (но не поставить диагноз!), что ваш ребенок гиперактивен.

Общение с подростком. Помощь для родителей.

Правила для родителей, которые позволят им не потерять контакт с подростком и удержать его от опасных экспериментов употребления поверхностно активных веществ (ПАВ).

  • Чаще беседуйте со своим ребенком на самые разные темы. Поощряйте его инициативы;
  • Относитесь с уважением к его личностно-духовным потребностям;
  • Помните, что забота это не только создание материального благополучия, а любовь – не сиюминутное выполнение всех требований вашего ребенка. Не подменяйте эти понятия!
  • Для вашего ребенка самым главным является время, проведенное вместе с вами.
  • Попытайтесь так организовать досуг ребенка, чтобы у него оставалось, как можно меньше свободного времени (посещение музеев, театров, кружков, спортивных секций, музыкальных и художественных школ и т.п.).
  • Вникайте в дела ваших детей, в их увлечения, не отдаляйтесь от ваших взрослеющих детей, внимательно относитесь к любому возникающему у них вопросу.
  • Поддерживайте своих детей на пути к взрослой жизни. В повседневных хлопотах не забывайте о бесценном даре, который у вас есть – о вашем ребенке.
  • Любите своего подростка безусловной любовью, не за что-то (отличные оценки, хорошее поведение и т.д.), а просто потому, что у вас есть и сейчас рядом с вами.
  • Будьте примером здорового образа жизни.

Уважаемые родители, старайтесь использовать каждую свободную минуту для общения со своим ребенком. Это позволит вам на долгие годы сохранить теплые, доверительные отношения.

Утомляемый, истощаемый ребенок

Таких детей часто называют пассивными, ленивыми, болезненными. Но в этом очень мало правды, потому что психика такого ребенка вовсе не расслаблена, а наоборот, перегружена, в ней идет колоссальная работа. Быстрая физическая утомляемость – защита, способ перегруженной психики дать знак о потребности в уединении и отдыхе.

Истощаемость – следствие бурных и непрерывных психических процессов, идущих, как правило, глубоко внутри. У таких детей очень тонкая и восприимчивая душевная организация.

Причины повышенной утомляемости

Это прежде всего особенности нервной системы и темперамента. Кроме того, легко утомляются дети, ослабленные физически. У чувствительных, восприимчивых детей много энергии уходит на переработку сигналов из окружающего мира, многие из которых другие дети просто не воспринимают. Поэтому истощаемые дети легко переутомляются, могут часто болеть, им труднее справляться с нагрузками. Усугубить состояние детей могут такие факторы, как высокие требования к ребенку, предъявляемые взрослыми, не выраженные чувства (сильный гнев, страх, стыд, обида), проблемы в семье – алкоголизм одного из родителей, непоследовательное поведение взрослых и т.п.

Родителям детей, склонных к утомляемости и истощению, важно знать:

  • Такие дети быстро переполняются впечатлениями и в результате могут перевозбудиться, начать капризничать. Они с трудом засыпают, если их вовремя не уложить спать. Следует по возможности создавать для них спокойную обстановку. Очень важно следить за режимом;
  • Таким детям, как правило, требуется больше времени на сон и отдых. Они хорошо отдыхают в уединении, на природе, на свежем воздухе. Им совершенно необходимо добровольное одиночество и возможность иметь свою территорию;
  • Им необходимы поддержка и отсутствие сверхожиданий. Поскольку у такого ребенка, как правило, занижена самооценка, важно поменьше критиковать и оценивать его – он и так является строгим судьей сам себе;
  • Таким детям очень полезны массаж, занятия с водой и тишина. Важно, чтобы ребенок как можно больше гулял, проводил время с домашними животными, если он к ним привязан;
  • Такой ребенок может бурно переживать события, кажущиеся взрослым незначительными. Важно принять всерьез и разделить переживания ребенка, это позволит ему воспринять происходящее с меньшими энергетическими потерями;
  • Истощаемым детям всегда требуется больше времени на адаптацию в новых условиях.
Памятка родителям от детей
  1. Не балуй меня, ведь я знаю, что ты не обязан исполнять каждое мое желание.
  2. Не бойся быть со мной прямолинейным.
  3. Не давай мне формировать плохие привычки: отучаться будет еще тяжелее.
  4. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мое мнение не имеет значения: я от этого еще хуже буду себя вести, так и знай.
  5. Не поправляй меня в присутствии других людей: я лучше восприму информацию, если ты сделаешь замечание с глазу на глаз.
  6. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мои ошибки — это страшные преступления.
  7. Не защищай меня все время от последствий моих поступков: я должен научиться понимать, что у действия бывает противодействие.
  8. Не обращай внимания на мои мелкие придирки: иногда мне просто хочется общения.
  9. Не расстраивайся слишком сильно, когда я говорю, что ненавижу тебя: я не ненавижу тебя, а бунтую против твоей власти.
  10. Не повторяй все по сто раз, иначе я буду делать вид, будто я глухой.
  11. Не давай опрометчивых обещаний: я расстроюсь, если ты их не выполнишь.
  12. Не забывай, что я пока еще не всегда могу вдумчиво объяснить то, что чувствую.
  13. Не требуй от меня правды, если сердишься, иначе я могу обмануть тебя от страха.
  14. Не будь непостоянным: меня это сильно портит.
  15. Не оставляй мои вопросы без ответов, или я пойду искать ответы в другом месте.
  16. Не говори, что мои страхи не важны. Они ужасно важны, совсем не малы и мне становится еще страшнее, когда ты этого не понимаешь.
  17. Не притворяйся совершенным и не совершающим ошибок. Я ужасно расстроюсь, когда выясню, что это не так.
  18. Не думай, что извиниться передо мной — ниже твоего достоинства. Если ты извинишься, когда не прав, то научишь меня тому же.
  19. Не забывай, что я быстро расту. Тебе придется перестраиваться очень часто.
  20. А еще я обожаю экспериментировать. Без этого я не развиваюсь, так что будь добр, делай на это скидку.
  21. И последнее: помни, что я не могу вырасти счастливым человеком, если меня не будут сильно-сильно любить дома, но это ты и так знаешь!