+7 (495) 948-50-10, 125476, г. Москва, ул. Василия Петушкова, дом 19, корп. 1 mail@deti-szao.ru
Психологические травмы у детей – как горюет ребенок

Детский внутренний мир состоит из ярких, эмоциональных, добрых и счастливых для него воспоминаний. Но бывают моменты, когда в безмятежное детство врывается травма или горе. Это всегда неожиданно для ребенка, жестоко. В его светлый и безоблачный мир врываются пустота и боль. Причин, которые могут вызвать у ребенка психологическую травму, множество. Это может быть тяжелая болезнь его самого или близкого человека, смерть родственника, автомобильная авария, теракт. Причем ребенку не обязательно самому быть участником каких-либо трагических событий. Иногда, чтобы получить психологическую травму, ему достаточно стать очевидцем определенных событий. При этом он испытывает такие сильные эмоции, что в его организме могут сбиться четкие защитные механизмы. Ребенок в этот момент теряет чувство защищенности и самоуверенности. Восприятие ребенком трагических событий зависит от многих факторов: от его личностных характеристик, от уровня вовлеченности в ситуацию, от наличия опыта восприятия подобных событий. Если он ранее попадал в похожие трагические ситуации, то увиденное может вызвать у него посттравматический стресс. Он проявляется в том, что ребенка преследуют ночные кошмары, в мыслях постоянно прокручиваются картинки минувших событий, он постоянно ощущает чувство тревоги, беспокойства и страха, его мучает депрессия. Ребенок не может самостоятельно, без помощи специалиста справиться с таким состоянием, нормальное функционирование организма дает сбои и приводит к разрушению личности. Стресс обычно сопровождается различными нарушениями здоровья, могут развиться различного рода фобии, проявиться агрессивность, нарушается сон, пропадает аппетит, учащаются соматические расстройства. Травмированный ребенок требует к себе много внимания и постоянного присутствия, так как ему страшно оставаться в одиночестве. Если он столкнулся с трагедией, то начинает избегать любых упоминаний о ней, старается обходить стороной место события. Любая информация, связанная со случившимся, может вызвать у него негативизм, а также различные физические расстройства, например, головную боль, боль в области живота. Последствия психологической травмы отражаются на всех сферах деятельности ребенка. Даже в игре у него начинают проявляться стереотипные и регрессивные формы, часто повторяется сюжет трагедии. Ребенок замыкается в себе, часто пребывает в одиночестве, его перестают интересовать старые увлечения, он отдаляется от друзей. Регресс проявляется и в учебе. На фоне психологической травмы может резко снизиться успеваемость, он становится невнимательным, напряженным. Трудности, с которыми сталкивается ребенок, способны влиять на его форму поведения и отношение к проблемам в будущем.

Сложные ситуации могут носить различный характер:

– кратковременными, но значимыми и острыми. К таким ситуациям могут относиться вынужденная разлука с мамой, смерть близкого родственника, резкая смена обычного жизненного уклада;

– длительными, хронического действия. К таким ситуациям, как правило, относятся семейные проблемы, такие как развод родителей, алкоголизм в семье, пребывание ребенка круглосуточно в детском учреждении.

События, которые оказывают на ребенка особое негативное эмоциональное влияние, способны вызвать глубокую психологическую травм. Ситуации повышенного риска, ведущие детей к получению травмы:

– когда ребенок не имеет или теряет чувство защищенности. К ним относятся ситуации, когда в семье ребенок наблюдает жестокое, враждебное отношение, когда семья его отвергает, он не получает дома необходимого ухода и надзора, а так же, развод родителей или постоянные ссоры между ними, появление в семье нового члена — рождение ребенка или повторный брак родителя, с которым проживает ребенок. Он чувствует себя незащищенным, если родители используют деспотичный стиль воспитания, гиперопеку либо постоянно меняют стили. Еще одна ситуация, когда семья попадает в чужую культуру, например, другую страну, ребенок теряется, чувствует себя чужим в новом месте;

– ситуации, в которых ребенка отрывают от его семьи, к ним относятся: помещение ребенка в детские учреждения, в больницы, в чужую семью. Отсутствие рядом родителей вызывает чувство беззащитности и одиночества.

Подобные события накладывают сильный негативный отпечаток на психическое развитие ребенка и способны вызвать у него глубокие потрясения и расстройства, часто это воспринимается как катастрофа.

Многие взрослые считают, что дети не могут осознать, что такое смерть, поэтому не могут горевать по этой причине, но это совсем не так. Дети могут горевать не меньше, чем взрослые, но проявляется это у них иначе. У ребенка, в силу отсутствия опыта, нет определенных моделей поведения во время переживания горя. Ребенок не знает, что он при этом должен чувствовать и что делать. Например, при утрате близких он не осознает последствий случившегося. Он не понимает, что случившееся приведет к резким изменениям в его жизни. Выразить свои переживания словами дети тоже не могут. Они закрываются в себе, хотя на их поведении внешне это может никак не отразиться. Поэтому многие взрослые считают, что дети не понимают происходящего или они к этому безразличны.

Этапы переживания горя у детей:

Начальная стадия – она сопровождается шоковым состоянием, оцепенением, растущим чувством тревоги. Ребенок отрицает происходящее, отказывается в это верить. Это кратковременная стадия. Она может длиться от нескольких минут до двух-трех недель. Происходит определенное событие, которое сразу ошеломляет. Ребенок перестает адекватно воспринимать реальность, у него отключается чувствительность, как физическая, так и эмоциональная. Первое время он не чувствует душевной боли. У него включается реакция отрицания, ребенок не может поверить в произошедшее. Тревога может проявляться в форме вегетативных реакций — учащение сердцебиения, бессонница, отсутствие аппетита, желудочно-кишечные расстройства, гиперактивность, повышенный мышечный тонус. Если человек не может выйти из этой стадии на протяжении длительного времени, то следует обратиться к специалисту за помощью.

Острая стадия характеризуется амбивалентностью. Ребенок начинает испытывать психологическую боль, тоску и муку. Горе на этой стадии обрушивается на ребенка с полной силой. Стадия может длиться от двух месяцев до года, иногда дольше. Чем сильнее утрата, тем сложнее переносится этот период. Постепенно ребенок осознает реальность утраты, ее безвозвратность. На этом этапе он может начать протестовать против утраты, искать виновных, проявляет враждебное отношение к тем, кто пытается помочь, может начать ненавидеть самого себя. Естественно, что в таком состоянии он не может вести обычный образ жизни, он начинает отставать по учебе, в домашних условиях также отмечается расстройство деятельности. Постепенно, со временем, эмоциональное напряжение начинает отступать, наступают изнеможение и апатия ко всему. У ребенка могут наблюдаться упадок сил, его не радует, наблюдается снижение интеллектуальных способностей. Он может впасть в глубокую затяжную депрессию, потерять интерес к жизни, чувствует себя незащищенным и одиноким. Затянувшееся отчаяние иногда приводит ребенка к мыслям о суициде, чтобы избавиться от мучительной боли.

Если во время первой стадии важно занять человека чем-нибудь, то на второй ему нужны эмоциональная поддержка и помощь. Если в течение года ребенок не адаптируется к утрате, его необходимо показать специалисту.

Утихающая стадия – на этом этапе происходит восстановление привычного ритма жизни, ребенок смиряется с утратой, понимает, что на этом жизнь не кончается. Он начинает реже вспоминать о своем горе, реже плачет. Если рядом с ребенком есть люди, которые его любят и поддерживают, то к нему возвращается интерес к жизни, восстанавливается самооценка, он снова чувствует себя защищенным.

Главная задача взрослого, оказавшегося в условиях, когда ребенок нуждается в помощи и психологической поддержке, помочь восстановить эмоциональное равновесие, дать ребенку адекватную информацию о происшедшем. Эта работа требует большого такта, учета возраста ребенка и особенностей его личности, специфики его семьи.

Автор статьи – психолог в социальной сфере Колева Степанида Ивановна

Что нужно знать каждому родителю о раннем возрасте

Ранний детский возраст — период развития ребёнка от 1 года до 3 лет. В это время происходит быстрый темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием нервной системы. Родителям необходимо знать, что на ранних стадиях развития мозг требует стимуляции, именно поэтому важно обеспечить ребенку развивающую среду, которая послужит базой для дальнейшего развития мышления, волевой сферы, творческих способностей и чувств.

Существуют возрастные нормы развития ребенка, когда он должен начать держать голову, сидеть, ползать, вставать, ходить, говорить, но важно помнить, что каждый ребенок в темпе своего развития индивидуален.

Раннее развитие направлено на формирование у ребенка желания получать знания и навыки, которые необходимы для последующего успешного обучения. Задача взрослого превратить получение знаний в увлекательную игру. Развитие в раннем возрасте удовлетворит потребность ребенка в получении знаний, а общение со сверстниками необходимо для полноценного развития личности. Все это позволит ребенку успешно пройти адаптацию к детскому саду.

Младенец развивается даже тогда, когда близкие с ним разговаривают или что-то рассказывают, поют песни, читают книжки, показывают предметы и картинки. В раннем возрасте на первый план выходит предметно-игровая деятельность. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Игрушки не только обогащают чувственный опыт, но и учат мыслить, развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым. Сенсорное развитие детей – основа познания мира.

В раннем возрасте стремительно развиваются такие познавательные процессы, как внимание, память, восприятие, мышление и др. Восприятие является доминирующей функцией данного возраста, которую нужно развивать в первую очередь. С помощью взрослого ребенок учится узнавать различные предметы, соотносить нарисованный объект с реальным, понимать, что предметы отличаются по форме, величине, цвету. Если ребенок в период раннего детства хорошо усвоит такие понятия, как «большой – маленький», «круглый – квадратный», «длинный – короткий», «холодный – горячий», основные цвета и др., то и впоследствии приобретать знания в учебных заведениях ему будет гораздо легче.

Память всегда связана с активным восприятием ребенка – узнаванием. Ребенок до шести месяцев может узнавать только близкий круг людей и предметов, а к двум годам может узнавать то, что видел и слышал ранее.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях, тем самым расширить знания о предмете и его словарный запас.

Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами по методу «проб и ошибок» и набирает обороты с появлением речи. Когда ребенок начинает задавать вопросы окружающим, формируются причинно-следственные связи.

В процессе развития ребенок по-разному воспринимает одну и ту же игрушку. Сначала он изучает свойства предмета: видит цвет, затем размер, форму. А уже после взрослый показывает, как манипулировать этим предметом. Для раннего развития не требуется большое количество развивающих игрушек, наиболее эффективнее максимально полно использовать несколько, изучая их со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий.

Родители часто ставят перед ребенком задачу достичь высоких результатов, но важно помнить, что нервная система ребенка ещё до конца не сформирована и есть риск перегрузить ее. Цель взрослого заключается в том, чтобы общаться с ребенком и помочь ему овладеть собственным умом и телом.

Информация, которую родители дают маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «ребёнок и его окружение» и границы её следует постепенно расширять в зависимости от возраста. Не стоит делать акцент в каком-то одном направлении, например умственном мышлении, музыкальном или физическом развитии, забывая остальные, ведь в этот период для ребенка гораздо важнее всестороннее развитие.

Авторы:
Психолог в социальной сфере Султанова К.А.,
Психолог в социальной сфере Вощенкова А.Е.
Август 2017 г.

Агрессивный ребенок

Ситуативные проявления агрессии, злости – естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями вашего малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость – это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.

Причины появления агрессивности

Они могут быть самыми разными:

  • особенности центральной нервной системы ребенка (возбудимый тип);
  • эмоциональная атмосфера в семье, особенности семейного воспитания, стиль детско-родительских отношений;
  • примеры агрессивного поведения с телеэкрана, других средств массовой информации; компьютерные игры;
  • эмоциональные стрессы и т.п.

Возникновению агрессивных качеств способствуют и некоторые заболевания.

Такой ребенок нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, провоцирует других, становится грозой всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Его очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они часто не могут сами оценить свою агрессивность, не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Напротив, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь боятся их.

Вам как родителям важно:

Выяснить причины агрессивного поведения ребенка.

Отдавать себе отчет в том, что злость ребенка не делает его плохим, обычно она – естественное выражение его неудовольствия; энергия; позволяющая защитить самого себя.

Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребенка люди выражают злость, осознавая, какие именно модели выражения этой эмоции, скорее всего, будет копировать ваш ребенок.

Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей; выражать свой гнев приемлемыми способами.

Принимать на себя ответственность за свои поступки.

Влияние семьи на развитие ребенка

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи:

  • Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования;
  • Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую степень свободы действий ребенка;
  • Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи;
  • Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми;
  • Отношения в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка.
Как узнать, что ваш ребенок - гиперактивный

Что бы узнать гиперактивен ваш ребенок или нет, понаблюдайте за ним по следующим критериями.

Дефицит активного внимания:

  • Ребенку трудно выдерживать активное внимание;
  • Не слушает, когда к нему обращаются;
  • Не заканчивает занятие, за которое берется;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

  • Постоянно ерзает;
  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве);
  • Очень говорлив.

Импульсивность:

  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
  • Плохо сосредотачивает внимание;
  • Не может контролировать и регулировать свои действия;
  • Поведение слабоуправляемое правилами.

Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы 6 из перечисленных признаков, вы можете предположить (но не поставить диагноз!), что ваш ребенок гиперактивен.

Общение с подростком. Помощь для родителей.

Правила для родителей, которые позволят им не потерять контакт с подростком и удержать его от опасных экспериментов употребления поверхностно активных веществ (ПАВ).

  • Чаще беседуйте со своим ребенком на самые разные темы. Поощряйте его инициативы;
  • Относитесь с уважением к его личностно-духовным потребностям;
  • Помните, что забота это не только создание материального благополучия, а любовь – не сиюминутное выполнение всех требований вашего ребенка. Не подменяйте эти понятия!
  • Для вашего ребенка самым главным является время, проведенное вместе с вами.
  • Попытайтесь так организовать досуг ребенка, чтобы у него оставалось, как можно меньше свободного времени (посещение музеев, театров, кружков, спортивных секций, музыкальных и художественных школ и т.п.).
  • Вникайте в дела ваших детей, в их увлечения, не отдаляйтесь от ваших взрослеющих детей, внимательно относитесь к любому возникающему у них вопросу.
  • Поддерживайте своих детей на пути к взрослой жизни. В повседневных хлопотах не забывайте о бесценном даре, который у вас есть – о вашем ребенке.
  • Любите своего подростка безусловной любовью, не за что-то (отличные оценки, хорошее поведение и т.д.), а просто потому, что у вас есть и сейчас рядом с вами.
  • Будьте примером здорового образа жизни.

Уважаемые родители, старайтесь использовать каждую свободную минуту для общения со своим ребенком. Это позволит вам на долгие годы сохранить теплые, доверительные отношения.

Утомляемый, истощаемый ребенок

Таких детей часто называют пассивными, ленивыми, болезненными. Но в этом очень мало правды, потому что психика такого ребенка вовсе не расслаблена, а наоборот, перегружена, в ней идет колоссальная работа. Быстрая физическая утомляемость – защита, способ перегруженной психики дать знак о потребности в уединении и отдыхе.

Истощаемость – следствие бурных и непрерывных психических процессов, идущих, как правило, глубоко внутри. У таких детей очень тонкая и восприимчивая душевная организация.

Причины повышенной утомляемости

Это прежде всего особенности нервной системы и темперамента. Кроме того, легко утомляются дети, ослабленные физически. У чувствительных, восприимчивых детей много энергии уходит на переработку сигналов из окружающего мира, многие из которых другие дети просто не воспринимают. Поэтому истощаемые дети легко переутомляются, могут часто болеть, им труднее справляться с нагрузками. Усугубить состояние детей могут такие факторы, как высокие требования к ребенку, предъявляемые взрослыми, не выраженные чувства (сильный гнев, страх, стыд, обида), проблемы в семье – алкоголизм одного из родителей, непоследовательное поведение взрослых и т.п.

Родителям детей, склонных к утомляемости и истощению, важно знать:

  • Такие дети быстро переполняются впечатлениями и в результате могут перевозбудиться, начать капризничать. Они с трудом засыпают, если их вовремя не уложить спать. Следует по возможности создавать для них спокойную обстановку. Очень важно следить за режимом;
  • Таким детям, как правило, требуется больше времени на сон и отдых. Они хорошо отдыхают в уединении, на природе, на свежем воздухе. Им совершенно необходимо добровольное одиночество и возможность иметь свою территорию;
  • Им необходимы поддержка и отсутствие сверхожиданий. Поскольку у такого ребенка, как правило, занижена самооценка, важно поменьше критиковать и оценивать его – он и так является строгим судьей сам себе;
  • Таким детям очень полезны массаж, занятия с водой и тишина. Важно, чтобы ребенок как можно больше гулял, проводил время с домашними животными, если он к ним привязан;
  • Такой ребенок может бурно переживать события, кажущиеся взрослым незначительными. Важно принять всерьез и разделить переживания ребенка, это позволит ему воспринять происходящее с меньшими энергетическими потерями;
  • Истощаемым детям всегда требуется больше времени на адаптацию в новых условиях.
Памятка родителям от детей
  1. Не балуй меня, ведь я знаю, что ты не обязан исполнять каждое мое желание.
  2. Не бойся быть со мной прямолинейным.
  3. Не давай мне формировать плохие привычки: отучаться будет еще тяжелее.
  4. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мое мнение не имеет значения: я от этого еще хуже буду себя вести, так и знай.
  5. Не поправляй меня в присутствии других людей: я лучше восприму информацию, если ты сделаешь замечание с глазу на глаз.
  6. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мои ошибки — это страшные преступления.
  7. Не защищай меня все время от последствий моих поступков: я должен научиться понимать, что у действия бывает противодействие.
  8. Не обращай внимания на мои мелкие придирки: иногда мне просто хочется общения.
  9. Не расстраивайся слишком сильно, когда я говорю, что ненавижу тебя: я не ненавижу тебя, а бунтую против твоей власти.
  10. Не повторяй все по сто раз, иначе я буду делать вид, будто я глухой.
  11. Не давай опрометчивых обещаний: я расстроюсь, если ты их не выполнишь.
  12. Не забывай, что я пока еще не всегда могу вдумчиво объяснить то, что чувствую.
  13. Не требуй от меня правды, если сердишься, иначе я могу обмануть тебя от страха.
  14. Не будь непостоянным: меня это сильно портит.
  15. Не оставляй мои вопросы без ответов, или я пойду искать ответы в другом месте.
  16. Не говори, что мои страхи не важны. Они ужасно важны, совсем не малы и мне становится еще страшнее, когда ты этого не понимаешь.
  17. Не притворяйся совершенным и не совершающим ошибок. Я ужасно расстроюсь, когда выясню, что это не так.
  18. Не думай, что извиниться передо мной — ниже твоего достоинства. Если ты извинишься, когда не прав, то научишь меня тому же.
  19. Не забывай, что я быстро расту. Тебе придется перестраиваться очень часто.
  20. А еще я обожаю экспериментировать. Без этого я не развиваюсь, так что будь добр, делай на это скидку.
  21. И последнее: помни, что я не могу вырасти счастливым человеком, если меня не будут сильно-сильно любить дома, но это ты и так знаешь!